Схема сборки (разборки) помпы дизеля ЗИЛ-130 (автомобилей ЗИЛ-130)
В системе охлаждения автомобилей ЗИЛ-130 для обеспечения циркуляции жидкости устанавливается водяной насос 130-1307010-Б4 центробежного типа, который расположен в передней части блока цилиндров. Шкив коленвала двигателя двумя ремнями соединяется со шкивом 2 привода насоса и вентилятора, а третий ремень приводит в действие компрессор.
Насос состоит из корпуса 11, в котором находится крыльчатка 9 и корпуса подшипников 14, соединение которых герметизировано прокладкой 10. Валик насоса 4 вращается в двух шарикоподшипниках 6, оборудованных сальниками, которые предотвращают утечку масла из полости. Передний подшипник зафиксирован упорным кольцом 5, а задний дистанционной втулкой 7 удерживается от осевого перемещения. Крыльчатка, выполненная из пластмассы, с помощью металлической ступицы крепится на заднем конце валика. При вращении крыльчатки рабочая жидкость из подводящего патрубка 13 поступает к ее центру, захватывается лопастями и под действием центробежных сил отбрасывается к стенкам корпуса и дальше через приливы 12 поступает в рубашку охлаждения двигателя автомобиля.
Герметичность деталей вращения, которые расположены в корпусе помпы ЗиЛ-130, обеспечивается за счет самоподжимного сальника, установленного в крыльчатке и состоящего из уплотнительной шайбы 16, резиновой манжеты 15 и пружины, которая прижимает шайбу к торцу корпуса подшипников. Крестообразными выступами шайба входит в пазы крыльчатки и фиксируется обоймой 17. На переднем конце валика с помощью втулки 4 установлена ступица 3 крепления шкива привода насоса и вентилятора. В корпусе подшипников выполнено отверстие, через которое жидкость при износе деталей сальника вытекает наружу. Смазка подшипников осуществляется через масленку.
- Вентилятор
- Шкив
- Ступица
- Втулка
- Упорное кольцо
- Шарикоподшипники
- Дистанционная втулка
- Валик
- Крыльчатка
- Прокладка
- Корпус крыльчатки
- Прилив
- Подводящий патрубок
- Корпус подшипников
- Резиновая манжета
- Шайба
- Обойма